понедельник, 24 октября 2016 г.

Рабочий процесс на Continental/ Ferienjob in Deutschland

         

                                          Я и дизельные помпы 


Вы когда-нибудь были на заводе? Я была 2 раза, и то - в День открытых дверей (на  "Мотор Сич"). Запомнились толпы нарядных людей, огромные самолетные двигатели и вкусные пельмени заводской столовой. 
Экскурсия по "Мотор Сич" . Так строятся самолетные двигатели! И это вам не шуточки.
Так что как происходит производственный процесс на подобных предприятиях понятия не имела. Но перед глазами стояла картинка типичной СТО - полутемное помещение, насквозь пропахшее бензином и машинным маслом, и грозные мужики в засаленных свитерах, рассуждающие на языке мата о несправедливостях бытия. Но когда нас провели внутрь Континенталя - там оказалось чисто! Более того, все проходящие мимо сотрудники здоровались и смотрелись вполне довольными началом своего рабочего дня.  После краткой экскурсии нас разделили по цехам , выдали рабочий костюм и направили непосредственно на рабочее место - в руки другого шефа. Так я и еще 2 девушки, оказались в святая святых под названием  Reinraum. (Reinen - это "убирать", Raum - "комната". )

Райнраум - это помещение повышеной чистоты (при том, русского подходящего слова я не нашла до сих пор). Здесь происходит монтаж внутренней части помпы, то есть - всех мелких частей, которые, при попадании в них грязи, функцонировать не будут. Поэтому кроме защитной обуви (белой) каждый сотрудник был в защитном костюме и шапочке. Кто бы не входил внутрь - от уборщицы до директора, обязан был облачится в такой живописный наряд. В первые дни , глядя на себя в зеркало, не могла сдежать улыбки. Красотка! (Именно после этой фотки мое привычное домашнее прозвище "маленький поросенок" сменилось на гордое "наш любимый слесарь"! :)

Красоту ничем не испортишь! Или таки испортишь....Долго думала, что же мне напоминают эти костюмы, и вспомнила хип-хоп времен юракадемии. 
Что-то не без чего-то! Были времена...
Когда я оказалась внутри, первая фраза , прозвучавшая среди шума машин было радостное "привет абезиана!" Наш непосредственный шеф (teamleader или коуч) оказался молодым 26летним парнем, который узнав, что мой родной язык - русский, решил с порога блеснуть своими знаниями (большему русские коллеги его, к сожалению, не научили)

Наша райнраум была под завязку напичкана техникой - везде что-то ездило, шуршало, пищало и стабильно с разных углов раздавалось раскатиское "Аааалеееекс!" (что значит - аппарат завис и без вмешательства коуча дальнейшая работа невозможна)
Задача рабочих - обслуживать машины. Особых сложностей не наблюдалось - мне нужно было положить деталь в аппарат, засунув в нужный разьем винтик/шуруп/пружинку и - нажать сенсорную кнопку. Дальнейший процесс делали машины. Таких станций было много (штук 10) и в первые минуты мне казалось нереальным разобраться в таком огромной количестве железяк. Но - глаза боятся, а руки делают, поэтому через пару часов уже работала на автомате, хоть и не так быстро как остальные.

Автоматы были "нового поколения", которые о безопасности рабочих беспокоятся больше , чем о самих деталях. Во-первых, каждая станция была оснащена сенсором движения -  если ты забудешься и решишь всунуть  руку в работающий аппарат, он тут же остановится, во-вторых, если деталь лежит неправильно, или ты забыл что-то доложить - на экране появится соответствующая надпись, которая скажет где и чего не хватает. В-третьих, если деталь бракованная, или, несмотря на все, что-то в ней не окей - аппарат засветится красным светом, что значит - отдавай деталь на доработку. А если все в порядке, все шурупы и шайбы на месте - гореть будет зеленый. В общем, особо думать не нужно (поэтому и берут студентов на время каникул - не трудно обучить и не нужно много платить).

Во время работы нет возможности ни поговорить, ни выйти в туалет, ни отправить смс-ку (да и связи в райнрауме нет). Потому что завод расчитывает на то, что находять внутри - ты реально работаешь, а схалтурить и правда не получится. Ты затупил - деталь не пошла на следующую линию , и другой человек соответственно тоже не может работать (так как не с чем), поэтому чувствуешь себя винтиком огромной системы, без которого  процесс производства невозможен (а так и есть! когда кто-то уходил в отпуск или брал выходной, нехватка рабочих рук сразу ощущалась).

Рабочий день был поделен на 2 короткие "курительные" паузы (ровно 10 мин - 7 минут свободного времени (именно столько , по мнению Континенталя, хватит человеку чтоб выкурить 1 сигарету)  + 3 мин на переодевание и переобувание) и длинный 30-минутный перерыв. В первые дни я с трудом распознавала коллег в их обычной одежде, потому что закутанные в костюмы, они мне казались более узнаваемыми.

Иногда рабочий день длился вечно, иногда время пролетало незаметно. В 1ю смену было тяжело вставать (к ранним подьемам я не приучена), зато - "весь день свободный" (что было неправдой - когда я приползала домой, сразу вырубалась, и только часам к 6ти снова с трудом воскресала. Особенно обидно было в периоды дней рождений! Когда к половине десятого вечера все веселье только начиналось, я засыпала на ходу и желала всем "гутэ нахт". При том, забавно, что гости жалели Викторию, которая завтра работает в первую смену, а Фабиана, которому чтоб отвезти меня в  полшестого к проходной, приходилось вставать в 4.15 - нет. ( А первые 2 недели моей работы вообще пришлись на Фабиахины госэкзамены!...)
по пути на завод, 5.30 утра
К третьему дню, я поняла, что в работе самое трудное - находиться 8 часов на ногах. К концу смены я готова была душу продать за стульчик! Но и к этому тоже привыкаешь. Работа была не сложная, хотя и утомительная. Но все равно я была счастлива своей занятостью! И свободное время ценить начинаешь, и режим дня появляется, а ожидание зарплаты - так вообще песня. Как-то наткнулась в интернете на эту картинку и сразу узнала в ней себя.
Хотелось бы рассказать и о людях, потому что коллектив мне попался отличный. Никто не намекал на умственную неполноценность, когда я в 10-20-40 раз спрашивала одно и тоже или когда не могла понять, чего же от меня хочет аппарат. Зная, что я в немецком не спец, мне разжевывали слова по слогам или переводили на русский (потому что русскоязычных сотрудников было процентов 90%) Главный девиз Континенталя - лучше 10 раз спросить, чем сделать неправильно. А если все-таки что-то пошло не так - помогут и обьяснят. (по крайней мере, так было у меня) 
Однажды меня отправили в другой райнраум, потому что в наш не пришли детали. И хотя работа там была легче, помпы для БМВ - симпатичнее , а график пауз - не такой строгий...я ужасно заскучала по нашему Рено-цеху. Потому что у нас - атмосферно. То включат музыку,то кто-то пошутит, тут кто-подтанцевал , там кто-то запел - и сразу как-то веселее и легче работается. Особенно запомнилось, как одна из станций сломалась аж на 15 минут и мы были просто вынуждены отдыхать. За несколько минут организовался кружок физ.культуры, а Алекс только вертел пальцем у виска, глядя как разновозрастные подчиненные делают на полу "кошечку".

Кстати, я и подумать не могла, что на заводе будет так много русских. В основном это - поздние переселенцы, которые в конце 90х перебрались на историчечкую родину. (Это самая большая прослойка русскоязычной диаспоры). Русские говорят по-русски, готовят по-русски, ходят на русские дискотеки и ищут себе русскую пару. Забавно? 
Например, моя коллега Сандра - 19летняя девушка как раз из такой семьи. Родилась в Германии, но немецкий начала учить только пойдя в детский сад. Хотя сейчас немецкий язык для нее - родной, немкой себя не считает. (Кстати, по ее рассказам, на русской дискотеке главное лакомство - чебуреки и пельмени. Очень гламурненько!)
Русские немцы говорят на суржике, который сначала улыбал, а потом раздражал ("неужели трудно на одном языке выразится?!" - всегда думала я) . Вот только пообщавшись в такой компании, незаметно и сама начала "суржить".  Так что фразы : "Мы идём эссен? (essen - кушать) Кто эти бэзухеры? (Besucher - посетитель) План не шафаем! (schaffen - делать)" незаметно влились и в мою речь.

Несмотря на веселую и дружескую атмосферу -  работать требовали на полную. Если в первую неделю наша бригада делала 350 помп в неделю, то с новым заказом цифры стали расти не по дням, а по часам - с нас требовали 500 штук за 8 часов , а иногда даже звучала цифра 700 (что вообще из области фантастики). Я чувствовала себя участником соц.соревнования, где главная цель - обогнать и перегнать. Часто нам это не удавалось, поэтому рабочие субботы перестали быть неожиданностью, а иногда приходилось выходить даже в воскресенье. Вот это совсем было не круто. 
Статья в журнале Continental о нашей райнраум. (Меня тут нет.)
Но, несмотря на такой жесткий график, отношение к людям - человеческое. Не хочешь работать в выходные? Не выходи, заставлять или морально давить на тебя не имеют права. То есть, добровольно-принудительные фразочки типа "ну ничего...попросите вы у меня что-то - я вам , лентяям, все припомню " не звучали. Кстати, сотрудники Конти очень гордятся наличием на заводе профсоюза. Здесь - это не фикция и не пустой звук, а действительно независимый орган, который отстаивает права работников во всевозможных сферах.

Кстати, работая, я не раз вспоминала одного университетского преподавателя - он вел ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) на 5м курсе и ужасно злился, что мы его не слушали. А что слушать-то, если сам говорил "к сожалению, правила охраны труда соблюдатся у нас только на бумаге, а я вам рассказываю - как должно быть". А нам было плевать, ведь переписать задачку на следующую пару было важнее. Хоть мне и было стыдно за наше невнимание, учить эту теоретическую муть не было никакого желания. Если нормально живется и без ОБЖ - значит, этот предмет лишний! Но работая на заводе, где несоблюдение техники безопасности может сделать тебя инвалидом - я посмотрела на ОБЖ с другой стороны.
Технике безопасности (ТБ) Continental уделял огромное внимание.  При подписании контракта, о том, как уберечь себя от травм, тебе рассказывают всё (вплоть до "спускаться по ступенькам нужно держась за поручни"). При знакомстве с шефом - тоже самое. 
Нам не просто дали подписать листик, о том, что рассказ о ТБ был прослушан, а досконально прошлись по каждому пункту, даже если это была элементарщина. Но и на этом завод не остановился, поэтому были выделены 1,5 часа (оплачиваемого времени) на еще одну лекцию-презенцацию все о той же технике безопасности. Предприятию дешевле десять раз предупретить и предотвратить, чем потом - платить. Поэтому перчатки, крем для рук, беруши были всегда в свободном доступе. Главное - пользуйся! (однажды на машине не сработал вакуум и полторакиллограммовая деталь приземлилась в сантиметре от моей ноги. Тогда я стала ценить   свои защитные ботинки еще больше!) 
Буквально на каждом углу висели мониторы с мультиком о том, как нужно вести себя на заводе, а потом высвечивалась табличка "со дня последнего Arbeitsunfall (производственной травма) прошло 171 (172, 173....) дней". Глядя на все это, я думала, что мой ОБЖ преподаватель нашел бы здесь единомышленников. В Германии, все что должно работать в теории - работает и на практике. Потому что это - нормально! И очень обидно, что в Украине до понимания этой простой истины еще "не доросли".
Сентябрь пролетел незаметно, поэтому когда наступили холода и контракт подошел к концу, я все никак не могла привыкнуть, что уже не август. Несмотря на то, что в первые дни я проклинала всё и вся, мечтая об одном - снова вернуться в университет, к концу сентября уже полностью привыкла к новому ритму жизни. 

Стоя с помпой в руках, до меня наконец-то дошло, почему высшее образование в Европе - такое долгое и сложное. Потому что просто  работая за станком, ты будешь получать свои 1500-2500 тысячи, но дальше перспективы нет. (Вот только обычный рабочий, получающий обычную з/п, может себе и машину купить и дом построить, а вот на что, кроме еды и коммунальных платежей может хватить наших 2500 грн - я не знаю).

Зато, хорошо и долго отучась в универе, можно сразу по окончанию учебы зарабатывать вдвое больше (ключевое слово - ХОРОШО отучась). Такое высшее образование мне понятно. (ситуации "у меня 2 вышки , а работаю официантом" немцы не понимают)
Прощальная перчатка с немецким "пока" =)

В общем, времени поразмыслить было достаточно (спасибо работе!) и теперь я с новыми  силами взялась за освоение немецкого. Каникулы прошли не зря и я думаю с Континенталем еще встретимся. А всем владельцам немецких авто шлю привет - знайте, ваша помпа была сделана с любовью! Мы очень старались.  =) 

Комментариев нет: