Я и дизельные помпы
Вы когда-нибудь были на заводе? Я была 2 раза, и то - в День открытых дверей (на "Мотор Сич"). Запомнились толпы нарядных людей, огромные самолетные двигатели и вкусные пельмени заводской столовой.
Экскурсия по "Мотор Сич" . Так строятся самолетные двигатели! И это вам не шуточки. |
Так что как происходит производственный
процесс на подобных предприятиях понятия не имела. Но перед глазами стояла
картинка типичной СТО - полутемное помещение, насквозь пропахшее бензином и
машинным маслом, и грозные мужики в засаленных свитерах, рассуждающие на языке
мата о несправедливостях бытия. Но когда нас провели внутрь Континенталя - там
оказалось чисто! Более того, все проходящие мимо сотрудники здоровались и
смотрелись вполне довольными началом своего рабочего дня. После краткой экскурсии нас разделили по
цехам , выдали рабочий костюм и направили непосредственно на рабочее место - в
руки другого шефа. Так я и еще 2 девушки, оказались в святая святых под
названием Reinraum. (Reinen - это
"убирать", Raum - "комната". )
Райнраум - это помещение повышеной чистоты
(при том, русского подходящего слова я не нашла до сих пор). Здесь происходит
монтаж внутренней части помпы, то есть - всех мелких частей, которые, при
попадании в них грязи, функцонировать не будут. Поэтому кроме защитной обуви
(белой) каждый сотрудник был в защитном костюме и шапочке. Кто бы не входил
внутрь - от уборщицы до директора, обязан был облачится в такой живописный
наряд. В первые дни , глядя на себя в зеркало, не могла сдежать улыбки. Красотка!
(Именно после этой фотки мое привычное домашнее прозвище "маленький
поросенок" сменилось на гордое "наш любимый слесарь"! :)
Красоту ничем не испортишь! Или таки испортишь....Долго думала, что же мне напоминают эти костюмы, и вспомнила хип-хоп времен юракадемии. |
Что-то не без чего-то! Были времена... |
Когда я оказалась внутри, первая фраза ,
прозвучавшая среди шума машин было радостное "привет абезиана!" Наш
непосредственный шеф (teamleader или коуч) оказался молодым 26летним парнем,
который узнав, что мой родной язык - русский, решил с порога блеснуть своими
знаниями (большему русские коллеги его, к сожалению, не научили)
Наша райнраум была под завязку напичкана
техникой - везде что-то ездило, шуршало, пищало и стабильно с разных углов
раздавалось раскатиское "Аааалеееекс!" (что значит - аппарат завис и
без вмешательства коуча дальнейшая работа невозможна)
Задача рабочих - обслуживать машины. Особых
сложностей не наблюдалось - мне нужно было положить деталь в аппарат, засунув в
нужный разьем винтик/шуруп/пружинку и - нажать сенсорную кнопку. Дальнейший
процесс делали машины. Таких станций было много (штук 10) и в первые минуты мне
казалось нереальным разобраться в таком огромной количестве железяк. Но - глаза
боятся, а руки делают, поэтому через пару часов уже работала на автомате, хоть
и не так быстро как остальные.
Автоматы были "нового поколения",
которые о безопасности рабочих беспокоятся больше , чем о самих деталях.
Во-первых, каждая станция была оснащена сенсором движения - если ты забудешься и решишь всунуть руку в работающий аппарат, он тут же
остановится, во-вторых, если деталь лежит неправильно, или ты забыл что-то
доложить - на экране появится соответствующая надпись, которая скажет где и
чего не хватает. В-третьих, если деталь бракованная, или, несмотря на все,
что-то в ней не окей - аппарат засветится красным светом, что значит - отдавай
деталь на доработку. А если все в порядке, все шурупы и шайбы на месте - гореть
будет зеленый. В общем, особо думать не нужно (поэтому и берут студентов на
время каникул - не трудно обучить и не нужно много платить).
Во время работы нет возможности ни поговорить,
ни выйти в туалет, ни отправить смс-ку (да и связи в райнрауме нет). Потому что
завод расчитывает на то, что находять внутри - ты реально работаешь, а
схалтурить и правда не получится. Ты затупил - деталь не пошла на следующую
линию , и другой человек соответственно тоже не может работать (так как не с
чем), поэтому чувствуешь себя винтиком огромной системы, без которого процесс производства невозможен (а так и
есть! когда кто-то уходил в отпуск или брал выходной, нехватка рабочих рук
сразу ощущалась).
Рабочий день был поделен на 2 короткие "курительные"
паузы (ровно 10 мин - 7 минут свободного времени (именно столько , по мнению
Континенталя, хватит человеку чтоб выкурить 1 сигарету) + 3 мин на переодевание и переобувание) и
длинный 30-минутный перерыв. В первые дни я с трудом распознавала коллег в их
обычной одежде, потому что закутанные в костюмы, они мне казались более
узнаваемыми.
Иногда рабочий день длился вечно, иногда время
пролетало незаметно. В 1ю смену было тяжело вставать (к ранним подьемам я не
приучена), зато - "весь день свободный" (что было неправдой - когда я
приползала домой, сразу вырубалась, и только часам к 6ти снова с трудом
воскресала. Особенно обидно было в периоды дней рождений! Когда к половине
десятого вечера все веселье только начиналось, я засыпала на ходу и желала всем
"гутэ нахт". При том, забавно, что гости жалели Викторию, которая
завтра работает в первую смену, а Фабиана, которому чтоб отвезти меня в полшестого к проходной, приходилось вставать
в 4.15 - нет. ( А первые 2 недели моей работы вообще пришлись на Фабиахины
госэкзамены!...)
по пути на завод, 5.30 утра |
К третьему дню, я поняла, что в работе самое
трудное - находиться 8 часов на ногах. К концу смены я готова была душу продать
за стульчик! Но и к этому тоже привыкаешь. Работа была не сложная, хотя и
утомительная. Но все равно я была счастлива своей занятостью! И свободное время
ценить начинаешь, и режим дня появляется, а ожидание зарплаты - так вообще
песня. Как-то наткнулась в интернете на эту картинку и сразу узнала в ней себя.
Хотелось бы рассказать и о людях, потому что
коллектив мне попался отличный. Никто не намекал на умственную неполноценность,
когда я в 10-20-40 раз спрашивала одно и тоже или когда не могла понять, чего
же от меня хочет аппарат. Зная, что я в немецком не спец, мне разжевывали слова
по слогам или переводили на русский (потому что русскоязычных сотрудников было
процентов 90%) Главный девиз Континенталя - лучше 10 раз спросить, чем сделать
неправильно. А если все-таки что-то пошло не так - помогут и обьяснят. (по
крайней мере, так было у меня)
Однажды меня отправили в другой райнраум, потому
что в наш не пришли детали. И хотя работа там была легче, помпы для БМВ -
симпатичнее , а график пауз - не такой строгий...я ужасно заскучала по нашему
Рено-цеху. Потому что у нас - атмосферно. То включат музыку,то кто-то пошутит,
тут кто-подтанцевал , там кто-то запел - и сразу как-то веселее и легче
работается. Особенно запомнилось, как одна из станций сломалась аж на 15 минут
и мы были просто вынуждены отдыхать. За несколько минут организовался кружок
физ.культуры, а Алекс только вертел пальцем у виска, глядя как разновозрастные
подчиненные делают на полу "кошечку".
Кстати, я и подумать не могла, что на заводе
будет так много русских. В основном это - поздние переселенцы, которые в конце
90х перебрались на историчечкую родину. (Это самая большая прослойка русскоязычной
диаспоры). Русские говорят по-русски, готовят по-русски, ходят на русские
дискотеки и ищут себе русскую пару. Забавно?
Например, моя коллега Сандра - 19летняя
девушка как раз из такой семьи. Родилась в Германии, но немецкий начала учить
только пойдя в детский сад. Хотя сейчас немецкий язык для нее - родной, немкой себя не
считает. (Кстати, по ее рассказам, на русской дискотеке главное лакомство -
чебуреки и пельмени. Очень гламурненько!)
Русские
немцы говорят на суржике, который сначала улыбал, а потом раздражал
("неужели трудно на одном языке выразится?!" - всегда думала я) . Вот
только пообщавшись в такой компании, незаметно и сама начала
"суржить". Так что фразы :
"Мы идём эссен? (essen - кушать) Кто эти бэзухеры? (Besucher - посетитель)
План не шафаем! (schaffen - делать)" незаметно влились и в мою речь.
Несмотря на веселую и дружескую атмосферу
- работать требовали на полную. Если в
первую неделю наша бригада делала 350 помп в неделю, то с новым заказом цифры
стали расти не по дням, а по часам - с нас требовали 500 штук за 8 часов , а
иногда даже звучала цифра 700 (что вообще из области фантастики). Я чувствовала
себя участником соц.соревнования, где главная цель - обогнать и перегнать.
Часто нам это не удавалось, поэтому рабочие субботы перестали быть неожиданностью,
а иногда приходилось выходить даже в воскресенье. Вот это совсем было не круто.
Статья в журнале Continental о нашей райнраум. (Меня тут нет.) |
Но, несмотря на такой жесткий график, отношение к людям - человеческое. Не
хочешь работать в выходные? Не выходи, заставлять или морально давить на тебя
не имеют права. То есть, добровольно-принудительные фразочки типа "ну
ничего...попросите вы у меня что-то - я вам , лентяям, все припомню " не
звучали. Кстати, сотрудники Конти очень гордятся наличием на заводе профсоюза.
Здесь - это не фикция и не пустой звук, а действительно независимый орган,
который отстаивает права работников во всевозможных сферах.
Кстати, работая, я не раз вспоминала одного
университетского преподавателя - он вел ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) на 5м курсе и ужасно злился, что мы
его не слушали. А что слушать-то, если сам говорил "к сожалению, правила
охраны труда соблюдатся у нас только на бумаге, а я вам рассказываю - как
должно быть". А нам было плевать, ведь переписать задачку на следующую
пару было важнее. Хоть мне и было стыдно за наше невнимание, учить эту
теоретическую муть не было никакого желания. Если нормально живется и без ОБЖ -
значит, этот предмет лишний! Но работая на заводе, где несоблюдение техники
безопасности может сделать тебя инвалидом - я посмотрела на ОБЖ с другой
стороны.
Технике безопасности (ТБ) Continental уделял
огромное внимание. При подписании
контракта, о том, как уберечь себя от травм, тебе рассказывают всё (вплоть до
"спускаться по ступенькам нужно держась за поручни"). При знакомстве
с шефом - тоже самое.
Нам не просто дали подписать листик, о том, что рассказ о
ТБ был прослушан, а досконально прошлись по каждому пункту, даже если это была
элементарщина. Но и на этом завод не остановился, поэтому были выделены 1,5
часа (оплачиваемого времени) на еще одну лекцию-презенцацию все о той же
технике безопасности. Предприятию дешевле десять раз предупретить и
предотвратить, чем потом - платить. Поэтому перчатки, крем для рук, беруши были
всегда в свободном доступе. Главное - пользуйся! (однажды на машине не сработал
вакуум и полторакиллограммовая деталь приземлилась в сантиметре от моей ноги.
Тогда я стала ценить свои защитные
ботинки еще больше!)
Буквально на каждом углу висели мониторы с мультиком о
том, как нужно вести себя на заводе, а потом высвечивалась табличка "со
дня последнего Arbeitsunfall (производственной травма) прошло 171 (172, 173....) дней". Глядя на все это,
я думала, что мой ОБЖ преподаватель нашел бы здесь единомышленников. В
Германии, все что должно работать в теории - работает и на практике. Потому что
это - нормально! И очень обидно, что в Украине до понимания этой простой истины
еще "не доросли".
Сентябрь пролетел незаметно, поэтому когда
наступили холода и контракт подошел к концу, я все никак не могла привыкнуть,
что уже не август. Несмотря на то, что в первые дни я проклинала всё и вся,
мечтая об одном - снова вернуться в университет, к концу сентября уже полностью
привыкла к новому ритму жизни.
Стоя с помпой в руках, до меня наконец-то дошло,
почему высшее образование в Европе - такое долгое и сложное. Потому что
просто работая за станком, ты будешь
получать свои 1500-2500 тысячи, но дальше перспективы нет. (Вот только
обычный рабочий, получающий обычную з/п, может себе и машину купить и дом
построить, а вот на что, кроме еды и коммунальных платежей может хватить наших
2500 грн - я не знаю).
Зато, хорошо и долго отучась в универе, можно
сразу по окончанию учебы зарабатывать вдвое больше (ключевое слово - ХОРОШО
отучась). Такое высшее образование мне понятно. (ситуации "у меня 2 вышки
, а работаю официантом" немцы не понимают)
Прощальная перчатка с немецким "пока" =) |
В общем, времени поразмыслить было достаточно
(спасибо работе!) и теперь я с новыми
силами взялась за освоение немецкого. Каникулы прошли не зря и я думаю с
Континенталем еще встретимся. А всем владельцам немецких авто шлю привет -
знайте, ваша помпа была сделана с любовью! Мы очень старались. =)
Комментариев нет:
Отправить комментарий